вторник, 3 сентября 2013 г.

Страшная тайна видеоарта


Что такое видеоарт?

Видеоарт, это визуальный нарратив, помещенный в систему фреймов музейного пространства и кураторского гипертекста, деконструирующий себя в жесте авторепрезентации на глазах изумленного зрителя.*

Началась эта история с того, что лето, только что радовавшее нас теплыми деньками, заполненными массой вещей, настойчиво искушавших глаз, вдруг приблизилось к естественному, но от того не менее печальному, концу. А сейчас, когда вы читаете мои слова, оно навсегда осталось в прошлом.

Может, что бы сгладить этот грустный факт, и отвлечь от мрачных мыслей, или в силу совпадения, в нашем городе открылась выставка современного голландского видеоарта. И все краски, унесенные с улиц подступающей осенью, спрятались под сень каменных сводов центра современного искусства Арсенал.

Там моему взору предстало зрелище, отчасти восхитившее, частью насмешившее, а кое-чем озадачившее, несмотря на всю мою любовь к современному искусству. И тогда я подумал, и решил рассказать об увиденном. Потому что оно заслуживает внимания, а вы все равно не пойдете и не посмотрите ничего.

Но вскоре я понял, что это не так просто…

Я решил, что концептуальные вещи следует прояснять радикально. И, воспользовавшись сопровождавшей открытие выставки культурной программой, стал приставать к знающим людям с вопросами, выдававшими во мне дилетанта. Я доставал ими и художников, и организаторов этого прекрасного события.

Но все было напрасно. Вместо ответов я слушал нагромождения слов. Эти прекрасные и умные люди не могли взять в толк, что я от них хочу. Узнав, что я решил рассказать читателям, что такое видеоарт, и в чем его отличие от кино, те грустнели, и сползали с темы, впадая в жанр экзистенциального монолога.

Все мои гипотезы были отвергнуты, как не соответствующие природе феномена, во всей его эпистемологической сложности и эстетической тотальности. Однако, поток философских терминов, раскрывающий богатый внутренний мир и уровень квалификации собеседников, не мог меня удовлетворить.

И все-таки, я нашел способ раскрыть тайну…

Итак, если по-простому… Вы знаете, что существует живопись. А еще, бывает такая вещь, как рекламный плакат. Так вот, видеоарт соотносится с рекламным роликом и видеоклипом так же, как живопись соотносится с рекламным плакатом. Материал и приемы одни и те же. А сущность, задачи, и глубина - разные.

Видеоарт, это маленький фильм, не являющееся фильмом. Во всяком случае, в том смысле, который мы вкладываем в понятие кинематографической продукции. Это изображение, созданное в изобразительных и эстетических, но не повествовательных целях. Оно демонстрирует, но не рассказывает.

А поскольку жанр этот возник в эпоху постмодерна, в нем отсутствуют предыдущие стили. Мы не найдем ничего, сходного с классикой, или ренессансом. Жесткий постмодерн как он есть. Искусство не для зрителя, но вещь в себе, изображающая и уничтожающая себя у нас на глазах ради собственных целей.

Зрелище, скажу я вам, не для слабых духом…

Объекты, выполненные в этом жанре, требуют большого экрана, что делает их размещение в пространстве проблематичным. К чести устроителей замечу, что те справились с делом блестяще, превратив зал в причудливый лабиринт, в изгибах которого прятались охотящиеся на зрителя мерцающие экраны.

Эффект был так велик, что многие из нас решили примерить на себя роль Тезея, и поразить этого новоявленного минотавра, употребив слово вместо меча. Так что, в последующие дни мне довелось выслушать немало речей об ужасах и нищете современного искусства, ведущего мир в бездну морального краха.

Впрочем, я остаюсь при своем, полагая, что эти причуды творчества суть еще один шаг духовного прогресса человечества, раз за разом освобождающего себя от оков, сдерживающих его веками. И если классическое искусство отражало сознательный разум, то сегодня оно являет нам бессознательное автора.

Неудивительно, что представшее шокирует…

Как известно, всякая встреча с бессознательным способна повергнуть в ужас. Тем более, с бессознательным другого, представшим нам как оно есть. Не пропущенное сквозь фильтры цензуры социально отформатированного разума, способно устрашить. Дисциплинированный ум не хочет знать себя таким.

Бессознательное, говорящее языком подвижных картин, поражает сильней, чем его мгновенный срез, оставленный на холсте. Нам предстает кипение неосознанных чувств и желаний, выплеснутое на поверхность экрана. И взору кажется, что пучина безумия атакует его. Хочется бежать или защищаться.

Сон разума, полный чудовищ. Это непривычное и жуткое зрелище являет нам все современное искусство. Такова его суть. И всякое дело может быть судимо и оценено лишь по его собственным правилам. Нельзя судить шахматы по правилам футбола. Нет смысла обсуждать постмодерн по меркам классики.

А чудовища, если присмотреться, красивы…

*
Примечание:

Для философски озабоченных искусствоведов предлагается определение видеоарта на любимом ими тарабарском наречии. Дотошный читатель может подвергнуть его дешифровке, и даже найти в нем некоторый смысл. Но я бы не стал этого делать.

Объяснения:

К сожалению, я не могу привести здесь ни одно видеоизображение, которое смогло бы проиллюстрировать мой текст. Практически все они строжайшим образом защищены авторскими правами, и все это очень серьезно.

Иллюстрация:

Кадр из работы «Зимнее безмолвие». Автор: Соня Висс, Голландия, 2008 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий