воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Форма принуждения


Свободные люди не носят форму. И не принуждают других.

Предыстория

Недавно, в начале учебного года, меня позвали участвовать в дискуссии о школьной форме. Сам диспут носил вид размахивания кулаками после драки, поскольку закон, обязавший детей ее носить, вступил в силу.

Разумеется, я сказал то, что привело в ужас обе стороны. Сейчас я повторю это вам. И вы уже не сможете отмолчаться.

Не обижайтесь…

Триумф бессознательного

Для начала замечу, что никто не спросил детей. Более того, мысль об этом, скорей всего покажется дикой как разработчикам закона, так и большинству спорщиков. Презрение к объекту опеки вполне характерное.

Обращу внимание, что в законе не прописано, что будет с теми, кто откажется его исполнять. Если некий родитель, сославшись на свои права, или даже на религиозные чувства, откажется ему подчиниться.

Его ребенка исключат из школы, и не примут ни в какую другую? Или, вольнодумца лишат родительских прав, а ребенка отнимут и сдадут в детский дом, что бы защитить от такого чудовища и яда либерализма?

Судя по всему, авторы полагали, что излагают вещи, очевидные всякому. Каждому взрослому понятно, что дети, это юные злодеи, нуждающиеся в неусыпном контроле и дисциплине. Пусть и ходят строем.

Однако, смею вас заверить, что это более чем спорное суждение. А если вы так не считаете, то почему действуете так, словно с ним согласны? Думаю, сторонники закона не вполне осознают свои намерения.

Попробуем в этом разобраться.

Иллюзия аргументации

Нам говорят, что форма способствует учебе. Однако, механизм подобного способствования никому не известен. Утверждают, будто форма помогает в размышлениях. Но, почему ее тогда не носят наши ученые?

Зато, форму носят военные, полицейские, и заключенные. Вряд ли можно сказать, что эти категории отличаются высоким интеллектом и обучаемостью. Кстати, вы и вправду хотите, чтобы дети походили на них?

Говорят, что разнообразие одежд отвлекает. Видимо, нам следует одеть детям серые очки. Дабы разнообразие мира не повредило их слабый ум, и не отвлекло от учебы. И повесить черные шторы на все окна.

Утверждают, будто форма нивелирует социальные различия. Все одинаковы, все равны. Вот только, дети давно меряются не одеждой, а гаджетами. И еще, они много общаются вне школы. Так что, шила не утаишь.

К тому же, не вполне ясно, с чего эти люди вдруг озаботились социальным равноправием. Если бы они были большевиками, я бы понял. Но, большинство из них бесконечно далеки от коммунистических идеалов.

Я полагаю, дело совсем в другом.

Маленький фашизм

Две трети родителей поддерживают введение формы. Больше половины хотели, что бы такой закон был принят и в отношении студентов. А депутаты обсуждают возращение в школу начальной военной подготовки.

Я утверждаю, что эти люди – фашисты. Эти мужчины и женщины носят в себе дух фашизма. Их разум необратимо поражен вирусом насилия. Я знаю, что это серьезное обвинение, и готов за него отвечать.

Они говорят, что форма красива. О вкусах не спорят. Но, спросили ли вы своих детей? Я знаю, что нет. Вам безразлично их мнение. Вам хочется, что бы этим маленькие негодяи засунули свое мнение подальше.

Вам важно, что бы вам подчинялись. Вы хотите, что бы мир маршировал под вашу дудку. Но, не имея для этого ни сил, ни масштаба личности, вы отрываетесь на своих детях. Поэтому, я зову вас фашистами.

Вы говорите, форма дисциплинирует. Но знаете ли вы, что означает это слово? Я расскажу. Дисциплина, это готовность выполнить приказ. Беспрекословно, не думая, и не споря. Это то, что вы хотите от своих детей?

Все что вам нужно, это власть.

Мир насилия

Этот мир жесток. Люди, бывшие прекрасными детьми, вырастают, и надевают настоящую форму. Берут в руки оружие, и убивают друг друга. Просто потому, что страна приказала убивать. Или, ради каких-нибудь идей.

А еще, они мстят за унижение, перенесенное в детстве. За строгую дисциплину, за принуждение, за необходимость во всем подчиняться старшим, за наглое презрение к своим правам. Иногда, это страшная месть.

Когда есть возможность, она проявляется в волнах безумного разрушения, уничтожающего страны и народы. Если нет возможности разрушать империи, они разрушают свои судьбы, и мечты самых близких людей.

Большинство из них не станут это делать, если бы их не приучили к насилию. Если бы не учили, что старший всегда прав. Если бы не одевали в форму, и не водили строем. Если бы разрешили вырасти свободными.

Но, их калечит школа. А еще, собственные родители. Тем временем, Европа и Америка после войны осознали связь меж насаждаемой дисциплиной и фашизмом. И существенно изменили свои системы образования.

А мы будем плодить невротиков и фашистов.

Наш дом

Всякое явление, в том числе и вопросы образования, надо рассматривать комплексно. Как органичную часть происходящих в стране процессов. Ничто не приходит случайно, и не исчезает само по себе.

Тотальное наступление на личность, демократию, и гражданские свободы, ведущееся сегодня по всем фронтам, не могло обойти и систему школьного образования. Достаточно сопоставить тенденции.

Религия вместо астрономии, сокращение часов, отведенных на естественные науки, и единый учебник истории, дающий утвержденную оценку славного прошлого. И ЕГЭ, отбивающий умение рассуждать.

Все это происходит одновременно с буйством законотворчества, отбирающего все большие куски гражданских свобод. Законы, карающие за общественную активность, законы, ставящие под контроль интернет…

Многое из этого делается под предлогом защиты детей. Стоит добавить еще фантастический рост военных расходов, милитаристский бум, вал фильмов про войну, и неуклюжие попытки реабилитировать Сталина.

А те, кто это делает, отправляют своих детей за границу.

Послесловие

Я знаю, что большинство из вас не изучало системный анализ. В этом нет вашей вины. Все что я хочу, это попросить вас подумать. А еще, сложить два и два. И сделать выводы. На самом деле, это достаточно просто.

Я хочу, что бы вы думали своей головой. Что бы выбросили телевизор, и перестали повторять льющиеся оттуда мифы.

Пусть хотя бы ваши дети вырастут свободными.

Дополнение

Подробнее связь принуждающей педагогики, невроза, и фашизма, рассматривается в статье «Школа принуждения»

Комментариев нет:

Отправить комментарий