четверг, 24 июля 2014 г.

Дети мертвого льва


Дети мертвого льва
Хотите ли вы быть реальными, и если да, то для чего…

Недавно был я на дне рождения Центра Современного Искусства Арсенал, с коим его и поздравляю... и все чудесно, и открытие новой выставки, о которой я обещал вам рассказать, и вот он мой рассказ...

А продолжение потом почитаете. Или начало.

ДИВНАЯ АВСТРИЯ

Итак, это была выставка современного австрийского искусства… и все это так далеко от классической Вены… прекрасного древнего города, где некогда творили гении… и где потом пытался стать художником Гитлер.

Дистанция с классическим наследием, для нового искусства давно естественная и уже привычная, в этом контексте совершенно завораживала. Ведь на неком подсознательном уровне нам кажется, что мир прежний.

Нам кажется, будто искусство все еще служит народу, будто оно обязано развлекать и воспитывать нас, учить разумному, доброму, вечному, и вести за собой… будто оно обязано отображать реальность в ее красоте…

Словно Штраус не умирал, и все еще пишет вальсы… и кружатся под музыку венские пары, а потом, вдоволь намаявшись, идут на прием к старому доктору Фрейду, что пыхтит своей видавшей виды трубкой…

Словно мир классики все еще жив.

ГОЛОВЫ СТАРОГО МИРА

Но у входа на выставку нас встречали отрубленные головы мертвых львов. Естественно, все они были ненастоящие… и нагромождение нанизанных на стальные копья львиных голов лишь метафора…

Метафора современного искусства, убившего своих львов. Лев, царь зверей… традиционный символ могущества, достоинства, власти и необоримой мощи… герб королей и императоров… и воплощение классики.

Лев, это сердце классической парадигмы. Символ общества, построенного на иерархии, подчинении и страхе. Будь то в политике, общественных нравах, или искусстве. Цивилизации давно минувшего века…

Лев, это центр бытия, вершина пищевой цепочки… человек или группа людей, задающих нам стандарты и поддерживающих сложившийся порядок вещей. Естественно, этот порядок действует в их интересах.

Классический мир держится на гигантских слонах и китах, в прочности, мастерстве и значении которых не принято сомневаться. Живые классики и мертвые львы удерживают мир от падения в пасть хаоса.

Академики художеств, признанные мастера, заслуженные деятели искусств… писатель больше чем писатель, художник больше чем художник, композитор больше… и это в бронзе, навечно и навсегда.

Все это свергнуто, повергнуто во прах… и этот прах прекрасен.

МАГИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ

Современное искусство разрушает формы. Оно оставляет нас голыми и открытыми, безжалостно и беспринципно обнажая все наши сокровенные чувства, концепции и идеи в их неприглядной пустоте.

Автор больше не прячет замысел за причудливым сплетением аллегорий, и не пытается выразить внутренний мир через метафору внешних вещей, украденных у природы и социальной реальности.

Разверстые внутренности коллективной души предстают перед нами, светят цветами радуги, крутят колеса динамо-машин, вспыхивая дикими искрами огня… и хаос внутри нас узнает себя в хаосе современных картин.

Творцы постмодерна, как дети мертвого льва, убившие и съевшие своего почтенного родителя… и теперь его когда-то непререкаемая мощь течет по их венам. И уже совсем иные картины заполняют залы музеев.

Старый мир воскресает… и становится совершенно другим.

ВРЕМЯ БАБОЧЕК

Умеете ли вы оживлять мертвых, а если нет, то почему вы их так любите? С этим вопросом мне часто хочется обратиться к тем поклонникам классики, которые не просто любят… а хотят оживить старого льва.

Оставьте это. Хватит с нас львов. Пришло время бабочек.

И мы порхаем среди странных картин…

В поисках реального
...
 

Открытие выставки современного австрийского искусства «Желая реального», Центр Современного Искусства Арсенал, г.Нижний Новгород, 19 июля 2014.

Источник фотографий: Геометрия Ру
Продолжение:
...

Комментариев нет:

Отправить комментарий