пятница, 25 июля 2014 г.

Игры фарфоровых детей


Игры фарфоровых детей
Ребенок не фарфоровый, ничего с ним не будет…

Было время, когда люди верили, что искусство им что-то должно. Вера эта, по сути своей совершенно иррациональная, была инфантильной проекцией детского каприза младенца, верящего в добрую мать.

Но искусство приходит и смеется над нами…

КИТАЙСКИЕ ЧАШКИ

О чем европеец стыдливо смолчит, то нарисует на фарфоровой чашке китаец. Или того хуже, придаст фарфоровой чашке форму ребенка, или удивленной детской головы… и мы будем пить из нее чай.

Словно столь любимые нами зомби, вокруг почитания которых в мире белого человека складывается нынче новый культ. Пить из чашки в форме младенца, есть из его головы… это будет посильнее Фауста Гете.

На символическом уровне эта вещь означает, что мы питаемся детством. Мы, общество взрослых людей… мы вырастаем из детей, мы получаем из детства свои творческие способности и страсти…

Дети это наш изначальный корень и наша священная пища.

СВЯЩЕННЫЕ РОДСТВЕННИКИ

Но мы не признаем родство. В нашей европейской культуре дети давно превратились в фарфоровые фигурки. В статуи святых, на которых молятся, от которых ждут милости и считают высшими существами…

Дети святы, детство священно, и всяк посягнувший на сакральную чистоту детских одежд объявляется враждебным изгоем. Уже родители боятся прикоснуться к собственным детям, чтобы не вызвать кривотолков.

Они превратились в наших священных коров, при них мы ведем себя осторожно, чтобы избежать ошибки, и не вызвать ненароком гнев новоявленных Высших Существ… и смиренно приносим им щедрые дары.

Мы убедили себя, что дети это главное, что надо жить лишь для них, надо молиться на них, надо думать о том, что они скажут нам… и что же делать, чтоб не нанести им случайно психологическую травму.

Мы не узнаем себя в детях. Мы стараемся не дышать на них, смахивая каждую пылинку… чтоб ни в коем случае не вспомнить себя. Не вспомнить, какими как были… но выдаем это за заботу и священный трепет.

Умиляться, не вспоминать и быть в восторге…

СМЕЛЫЙ ПАРЕНЬ

Но смелый китайский скульптор из Гонконга Джонсон Цанг смеется над нашими мифами. И из-под его фантастически умелых рук выходят причудливые фарфоровые дети. Некоторые из них полностью голые…

Другие не просто одеты, но и вооружены взрослым оружием. И заняты организованной деятельностью, чем-то до боли напоминающей большую политику. Кажется, они уже кого-то убили, и им понравилось.

Их детские лица искажены. Их радость похожа на слезы, и мы не понимаем, горюют они или рады, и в чем причина того и другого. Хотя автор передает выражение лиц с предельной точностью.

Узнаем ли мы в них себя, вспомним ли, какими были…

Вглядываясь в работы этого чудного китайца, мне кажется, будто он что-то знает. Что-то такое… о детстве, о природе людей, недоступное нам... но не хочет сказать прямо, а ждет когда мы сами поймем…

А может это просто красиво.



Автор скульптур на фото: Джонсон Цанг (Johnson Tsang)

Подробности: Кто это сделал

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий